Таблица 1
Проектно-исследовательская деятельность
|
Урочная деятельность
|
Внеурочная деятельность
|
Групповые и индивидуальные проекты в рамках
предмета «Технология»
|
Кружок «Проекты
младших школьников»
|
Исследовательская лаборатория «Почемучки»
|
Групповые и индивидуальные проекты в рамках
предмета «Литературное чтение»
|
Социальные проекты
|
Индивидуальные и групповые исследовательские проекты
|
Групповые и индивидуальные проекты в рамках
предмета «Русский язык»
|
Творческие проекты
|
|
Групповые и индивидуальные проекты в рамках предмета «Окружающий мир»
|
|
|
Групповые и индивидуальные проекты в рамках
предмета «ОРК и СЭ »
|
|
|
Межпредметные групповые и индивидуальные проекты
|
|
|
Использование проектно-исследовательской деятельности в начальной школе имеет свою специфику. Прежде всего, нельзя забывать о том, что проект должен быть посильным для ребенка.
Практика подтверждает продуктивность поэтапного введения в проектно-исследовательскую деятельность (приложение 3).
В проектно-исследовательскую деятельность включаю школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале предлагаю доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и коллективные творческие дела, проводимые во внеурочное время. Длительность выполнения проекта в первом классе целесообразно ограничить одним уроком [13, С. 48]. При организации работы обращаюсь к «Памятке для учителя по организации исследовательской деятельности» (приложение 4).
В первом классе параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, я предлагаю учащимся создать «свою» азбуку. Начинаем с портрета любимой буквы, потом буквы имени, фамилии, имени мамы и т.д. Один лист А 4 – это одна буква. Учащиеся делают её «живой», ищут слова на эту букву, животных, придумывают предложения. Родители помогают находить загадки, картинки. Но рисуют и пишут только дети. Потом материал
собираем в папку с файлами. Получается у каждого своя азбука.
Начиная со второго полугодия первого класса, ребята, которым это интересно, делают сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, ребята обращаются к различным источникам информации: словарям, энциклопедиям, ресурсам Интернета. Материал ученики представляют в устной, рукописной или печатной формах. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал был понятен и доступен, а не просто скачан из Интернета. Очень интересным, на мой взгляд, получился проект «Загадки». Ребята провели работу по сбору загадок. Каждый представил отдельную страницу общего альбома. Загадки сопровождались рисунками-подсказками, которые дети подбирали, наклеивали и рисовали сами. На внеклассном чтении группа учеников представила проект «Пословицы о книге». Материал оформили в виде презентации. Для учеников 1 класса это большая победа.
Во втором классе длительность работы над проектом увеличиваю от одной до двух недель. Мы выполняем их на уроках технологии, окружающего мира. Большую помощь оказывает рабочая программа «Технология» Е.А. Лутцевой «Школа XXI века». В её основе заложено выполнение проектов. Так, во втором классе мы создавали проект «Интерьер дома», «Юный модельер», в третьем классе – «История костюма» (приложение 5). Такие проекты развивают мышление, воображение, творчество учащихся.
На уроках окружающего мира темой проекта стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил маршрутный лист (приложение 6). Собранные работы защищаются каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах.
Весной во 2 классе организую экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист творческой работы «Мои маленькие исследования». В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего задания, что работу они должны выполнять в течение года. Оформлять собственные наблюдения на альбомных листах (приложение 7).
Редколлегия класса оформляет работы в виде журнала «Что мы увидели в парке». Здесь тексты мини-сочинений, «открытия» ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа положительно влияет на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
В третьем классе, когда ребята имеют опыт работы над проектом, я предлагаю переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Их выполняем в рамках работы кружка «Проекты младших школьников».
Внимание ребят было обращено на то, что на улицах много бездомных животных. Ученик моего класса Костеренко Андрей заинтересовался, почему это происходит. Так появилась проблема, над которой я предложила поработать. И началась деятельность по социальному проекту, которому дали название «Мы в ответе за тех, кого приручили». Найденный материал вместе просматривали, попутно выясняли, что нужно провести ещё анкетирование, подбирали фотографии, проводили интервью, подсчет бездомных животных, наблюдали за их поведением, местами скопления и т.д. Готовый материал с помощью родителей был оформлен и представлен в виде презентации. Андрей выступил перед одноклассниками на классном часе, предложив пути решения этого вопроса. Ребята организовали выставку рисунков, провели акцию «Мы в ответе за тех, кого приручили», распространили листовки.
Занимаясь в кружке, ученики выполняют творческие проекты. Темы детских проектных работ предлагаю подобрать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Так мои учащиеся выполняли интегрированный проект по окружающему миру и литературному чтению «Нет в России семьи такой, чтоб не памятен был свой герой». Ребята исследовали историю своей семьи. Узнавали много интересных деталей, на которые раньше не обращали внимания в силу того, что не ассоциировали их с «лентой времени». Некоторые брали интервью у родственников, очевидцев военных событий. Работа над этим проектом оставила неизгладимый отпечаток в душе детей (приложение 8).
Второй значимый проект кружковцев – «Я – житель города Полысаево». Мы провели топонимические исследования названий улиц и истории города. Ребята старались найти материал из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнали историю своего маленького города и происхождение названий улиц. Анализируя результаты собственных исследований, пришли к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей
страны. От таких выводов у ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению нового.
В четвертом классе, изучив природные зоны на уроках окружающего мира, учащиеся в кружке готовят тематические проекты. На одном из занятий кружка они выступают с презентацией по данной теме (приложение 9). Ребятам показались интересными темы: «Городской парк им. Горовца», «История развития библиотеки в малом городе на примере города Полысаево». С последним проектом Хорохордина К. выступила на городской научно- практической конференции «Шаг в будущее» секция «Я – маленький исследователь» (2013г.), где заняла 1 место.
В этом учебном году введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» ориентирован на целостное развитие личности школьника. Ученики моего класса приняли результативное участие в дистанционной олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную». При изучении данного предмета они выполняют индивидуальные и групповые проекты. Коллективное творчество учит ребят общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе деятельности. С целью формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций семьи и уважении к её членам, мы выполнили проекты «Моя родословная» (приложение 10), «Традиции моей семьи», «Добро и зло в русских сказках», «Добродетель и порок».
В 2011 году наша школа получила кабинет начальных классов, включающий в себя цифровое лабораторное оборудование, которое дает возможность сделать занятия на уроках и во внеурочной деятельности более насыщенными и разнообразными.
Это позволило в четвертом классе организовать исследовательскую лабораторию «Почемучки». Цель нашей лаборатории – проведение опытов и лабораторных работ на материале естествознания в логике деятельностного подхода. Без качественной работы с детьми в начальной школе, без возникновения у младших школьников вкуса к удивлениям и загадкам окружающего мира, без первоначального опыта совместного обсуждения разных вопросов мироздания, сложно будет рассчитывать на успех в организации исследовательской деятельности в среднем и старшем звеньях школы.
На занятиях в лаборатории ученики выполняют различные исследовательские работы – изучают свойства почвы, условия плавучести тел, равновесие и устойчивость предметов, наблюдают за движением воздуха и изменением атмосферного давления, проводят опыты с водой. Особенно интересными для ребят были лабораторные работы по теме «Наблюдения за погодой» при помощи регистратора цифровых данных – LabDisk. Это прибор, с помощью которого ученики выполняют несложные наглядные эксперименты и опыты и сохраняют полученные данные об изменениях различных параметров (температуры, света, влажности воздуха, содержания углекислого газа в воздухе и т.д.).
Изучая свойства снежинки, песчинки, кожи и других природных объектов, ребята пользуются цифровым микроскопом. Он позволяет рассматривать мельчайшие объекты в увеличенном виде, а также сохранять полученные изображения и видеозаписи.
Работая в лаборатории «Почемучки», учащиеся с удовольствием выполняют опыты (приложение 11). Ребята выполнили проекты: «Опыты с водой и воздухом», «Организм человека», «Как развивается растение (опыты)», «Такой полезный йогурт (опыты)» (приложение 12).
В четвёртом классе, когда ребята знакомы уже с приемами работы, организация исследования включает в себя следующие этапы, которые отражены в памятке (приложение 13).
Исходя из интересов ребят и используя вышеуказанную памятку в четвертом классе, группа учеников выбрала тему «Водоемы нашего города» (приложение 14).
Наблюдения за моими учащимися от занятия к занятию показали, что растет самостоятельность детей в планировании своей деятельности.
В работе над проектом важна помощь родителей советом, информацией, проявлением заинтересованности. С этой целью я провожу тематические родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектного исследования и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектно-исследовательской деятельности и формах возможного участия родителей в ней (приложение 15).
Для оценки сформированности универсальных учебных действий обучающихся использую диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» (под ред. А.Г. Асмолова).
Диагностический инструментарий оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников
Таблица 2
Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий
|
Методики
|
Личностные
|
Методика «Кто Я?» (М. Кун). Методика «Хороший ученик».
|
Регулятивные
|
Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
|
Познавательные
|
Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова),
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (Г.Ю. Ксензова).
|
Коммуникативные
|
Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.), задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).
|
Кроме того, оценка уровня сформированности универсальных учебных действий осуществлялась через наблюдение, психолого-педагогическое тестирование и анкетирование родителей.
Наблюдается позитивная динамика предметных результатов и рост интереса к изучению предметов. Это происходит благодаря тому, что на уроках использую технологии деятельностного типа (продуктивного чтения, проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательской деятельности), информационно-коммуникационные средства обучения. Такая работа позволяет мне активизировать познавательную деятельность детей, добиваться стабильно высоких результатов в обучении и поэтому увеличивается количество детей, испытывающих интерес к предмету (приложение 16).
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций. |