. Технология формирования типа правильной читательской деятельности - статьи для педагогов - Каталог статей - Персональный сайт
Сайт учителя начальных классов Ганжала Любови Александровны
Вторник, 25.06.2019, 12:46
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS











Новости
В этой категории мы рассказываем о прошедших событиях в жизни классам


Меню сайта


Каталог сайтов
Каталог сайтов [34]
Мои публикации на сайтах и блогах [12]
в которых размещены мои наработки и интересующие меня сайты


Ученикам


Родителям


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронная школа
 

Награда сайта
    
         


Мои публикации
   Мои публикации

         Учительский портал



         Мои разработки 

              Инфоурок


 


Сайт в каталогах
        Учительский портал

         


          Каталог образовательных сайтов
                                  


Кнопки сайтов


Методсовет

Банк Интернет-портфолио учителей


Академия Педагогики  

  


  

  Презентации для уроков. В помощь учителю.


Высшая школа делового администрирования

Главная » Статьи » статьи для педагогов

Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Технология формирования

 типа правильной читательской деятельности 

В наш век научно-технического прогресса, в котором господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению, но объём  информации в мире каждое десятилетие удваивается. В связи с этим возникла проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения. Она волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребёнка, в том числе одаренных детей.  Поэтому ФГОС второго поколения направляет на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться [14]. На уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения» [10].

 Поддержать интерес к познавательно-читательской деятельности мне помогает технология продуктивного чтения, а именно, технология формирования типа правильной читательской деятельности [12]. Она представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг.

1 этап. Работа с текстом до чтения (5-10 мин.) 

II этап. Работа с текстом во время чтения (15-20 мин)

III этап. Работа с текстом после чтения (10-15 мин.)

 Алгоритм технологии

типа правильной читательской деятельности

I этап. Работа с текстом до чтения.

Прием антиципации помогает мне подготовить учащихся к чтению текста, прогнозировать его содержание и тематическую направленность. На основании заглавия, имени автора, иллюстраций и ключевых слов   прошу детей высказать свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.  На этапе постановки целей урока  я  ставлю задачу учащимся: прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Во время первичного чтения текста я осуществляю выбор вида первичного чтения: самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение - слушание, комбинированное чтение. По ходу чтения задаю  вопросы на понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, провожу словарную работу. Предлагаю учащимся определить тип этого текста. На этапе перечитывания текста даю задание детям прочитать повторно медленно,  «вдумчиво» (весь текст или его отдельные фрагменты), а затем предлагаю  поставить  вопросы к тексту и к автору,  которые уточняют смысловые части текста. Далее  провожу беседу по содержанию в целом.

Опыт моей работы показывает, что способность, читая, вести диалог с автором через текст формируется в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. На уроках я учу ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

- Чем это можно объяснить?

- Что из этого следует?

- Что сейчас случится?

- Почему именно так...? Для чего ...? Кто такой...?

III этап. Работа с текстом после чтения.

Во время концептуальной (смысловой) беседы по тексту  я организую коллективное обсуждение прочитанного, дискуссию. Следовательно, после чтения ставлю  перед учащимися проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на него, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк». После этого происходит знакомство учащихся с писателем через рассказ о писателе, беседу о личности писателя, используя  работу с материалами учебника, дополнительными источниками. Дальнейший вид деятельности – работа с заглавием, иллюстрациями. Происходит обсуждение смысла заглавия, обращение   учащихся   к   готовым   иллюстрациям,  соотнесение   видения художника с читательским представлением. На заключительном этапе урока я предлагаю давать творческие  задания, опирающиеся на различные сферы читательской деятельности  учащихся:   эмоции,   воображение,   осмысление   содержания, художественной формы.

Работая по данной технологии в течение трех лет, я смогла продемонстрировать свой опыт учителям начальных классов. В рамках работы ПДС по теме «Освоение передовых технологий деятельностного типа в учебно-воспитательном процессе» был проведен открытый урок литературного чтения по теме  «Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря», получивший положительную оценку коллег (приложение 5).

Приемы технологии формирования типа правильной читательской деятельности повышают уровень мотивации к чтению.  У учащихся наблюдается увеличение скорости чтения, они умеют формулировать основную мысль текста, высказывают своё отношение к прочитанному,  авторской манере письма, что свидетельствует о переходе на осознанный уровень чтения (приложение 6). Данная технология ориентирована на развитие творческой личности, способствует выявлению и развитию одаренных детей.

 

 

Категория: статьи для педагогов | Добавил: люба (11.10.2013)
Просмотров: 3147 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа
                      Войти через uID



Календарик

     



Моя школа
 
 652560, Кемеровская обл., 
г. Полысаево,
ул. Крупской, дом 106,
т. (8(38456)2-96-22; 2-96-25
e-mail:
polisaevj44@yandex.ru
сайт: 
http://shkola44pol.ukoz.ru


Ссылки
  • УО ПГО 

    МБОУ "ИМЦ"

    МБОУ "Школа №14"

    МБОУ "Школа №17"

    МБОУ "Школа №32"

    МБОУ "Школа №35"

    МБНОУ "Лицей г.Полысаево"

    Школа-интернат №23

    Сайт МОУ ДОД ДЮСШ



  • Друзья сайта
        
            
              
     

    Детям


    Поздравляем!
    С днем рождения! 



    Ура! Каникулы!
    осенние-29.10- 04.11.2018 г.
    зимние - 27.12 - 09.01.2019 г.
      дополнительные - 18.02 - 24.02.19 г.
    весенние - 25.03 - 02.04.2019 г. 


    Календарь праздников
      
    Праздники России

    Погода
    Яндекс.Погода

    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

    сайт Департамента образования и науки Кемеровской области

    Ганжала Л. А., учитель начальных классов МБОУ "Школа № 44" e-mail: sosonova@yandex.ru