Использование технологий деятельностного типа
Проблемно - диалогическое обучение
Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности [2].
Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали А.М.Матюшкин, Г.А.Цукерман, выделив составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема [8].
Я считаю, главное, в проблемно-диалогическом обучении – создание проблемной ситуации, которая должна:
- иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;
- вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
- способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.
Постановка проблемной ситуации
|
В своей деятельности я использую три метода постановки проблемной ситуации:
Заостряю противоречие проблемной ситуации и сообщаю проблему
|
Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему
|
Диалогом побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.
|
Создавая учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Для этого использую три основных метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом [8].
При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию, я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?».
Чтобы побудить учащихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».
Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога, я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют учебную проблему. Я никогда не реагирую на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться поддерживающим кивком головы и словом: «Так». Поскольку подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий:
- репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»;
- мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение.
Но все задания по подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?».
По моим наблюдениям, подводящий к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников.
В результате использования этого метода происходит развитие логического мышления учащихся.
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
При проблемно-диалогическом обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение, сначала надо научить детей работать в группах. Я использую памятку «Правила работы в группе» (приложение 3).
Наиболее эффективно мне удаётся использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе (приложение 4).
Используя технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается на уроках формировать следующие универсальные учебные действия:
- познавательные: подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы);
- личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе;
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;
- регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия, планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности [10].
Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.
· подводящий к теме диалог;
· сообщение темы с мотивирующим приемом [8].
При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия:
- создание проблемной ситуации;
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
- побуждение к формулированию учебной проблемы;
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию, я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?».
Чтобы побудить учащихся к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».
Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога, я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».
Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют учебную проблему. Я никогда не реагирую на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться поддерживающим кивком головы и словом: «Так». Поскольку подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».
В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся.
Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий:
- репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»;
- мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение.
Но все задания по подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?».
По моим наблюдениям, подводящий к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников.
В результате использования этого метода происходит развитие логического мышления учащихся.
Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.
Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
При проблемно-диалогическом обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение, сначала надо научить детей работать в группах. Я использую памятку «Правила работы в группе» (приложение 3).
Наиболее эффективно мне удаётся использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе (приложение 4).
Используя технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается на уроках формировать следующие универсальные учебные действия:
- познавательные: подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы);
- личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе;
- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли;
- регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия, планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности.
Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.
|