Введение
Каждое дитя до известной степени гений.
А. Шопенгауэр
В 2010 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены направления государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей [4].
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяет особое внимание.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей [14].
В целях реализации основной образовательной программы начального общего образования для участников образовательного процесса в образовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов всеми обучающимися, чему и способствует использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.
Данная работа предлагает один из возможных выходов из сложившегося затруднения. Она отражает новые идеи, подходы, рекомендации по развитию одаренных детей в начальной школе посредством использования технологий деятельностного типа.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, работают со словарями, читают специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке, в жизни.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
А. А. Леонтьев говорил: «Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, иными словами, максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников…» [3].
В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Стратегические ориентиры представлены в:
- Рабочей концепции одаренности [1];
- Федеральной программе «Одаренные дети» [15];
- Программе по созданию региональной системы поиска и поддержки
талантливых детей и молодежи в Кемеровской области на 2010-2015 гг. [9];
- Муниципальной программе работы с одаренными детьми города
Полысаево.
Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. «ООП НОО МАОУ «Школа № 44» создана с учетом особенностей и традиций школы, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей» [6]. ООП НОО МАОУ «Школа № 44» предусматривает выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей (в школе реализуется программа «Одаренные дети»). В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои задатки [1].
Целью данной работы является выявление эффективности использования современных образовательных технологий в развитии одаренности детей.
Задачи:
1. Систематизировать личный педагогический опыт работы с одаренными детьми по использованию современных образовательных технологий деятельностного типа.
2. Рассмотреть особенности использования следующих деятельностных
технологий в работе с одаренными детьми:
а) проблемно-диалогического обучения;
б) технологии формирования типа правильной читательской
деятельности;
в) проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача развития одаренных детей.
1.Организация работы с одаренными детьми
Работа с одаренными и способными учащимися, их развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
Теоретическую основу работы с одаренными детьми составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявленская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие».
Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.
Мой опыт работы с одаренными детьми показывает, что они имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к спорту, обладают доминирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от творческого труда, спортивных успехов.
Наиболее характерной чертой одаренных детей является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
В своей практике я руководствуюсь тем, что нет одинаковых детей - у каждого есть что-то свое, выделяющее его из общей массы и делающее уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… На основании своего опыта пришла к выводу, что говорить об эффективной работе с одаренными детьми можно в том случае, если внимание к одаренным детям органически вписывается в образ мира этого ребенка и является для него совершенно естественным. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
В учебном процессе важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, разрешении различных противоречий, которые позволяют учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В работе с одаренными детьми считаю эффективными технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
Предлагаю схему организации работы с одаренными детьми учителей
начальной школы МАОУ «Школа № 44».
Организация работы с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении «МАОУ «Школа № 44»
|
Методическая деятельность
|
Направления работы с одаренными детьми
|
Проблемно-диалогическое
обучение
|
Продуктивное чтение
|
Проектно-исследовательская деятельность
|
|
Школьные предметные недели
|
Городские интеллектуальные марафоны
|
Школьные и муниципальные этапы Всероссийской олимпиады школьников
|
Дистанционные конкурсы
|
Клуб «Лик» (ТРИЗ)
|
Работа с психологом
|
|
Конкурсы рисунков, творческих работ
|
Конкурсы художественной самодеятельности
|
Спортивные мероприятия
|
|
Собрания-лекции
|
Консультации
|
«Круглые столы»
|
ГМО, ШМО
|
СМИ, различны сайты
|
Конкурсы профессионального мастерства, конференции
|
Внеурочная деятельность становится ведущей в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно правильно организовать. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения предметных недель, заседаний клуба «ЛИК», участия в городских интеллектуальных марафонах, школьных и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Развито движение дистанционных конкурсов «Снейл», «Слон», «Олимпус», «Золотое руно», «ЭМУ» и других. Для организации внеурочной деятельности ребят в своей практике я активно сотрудничаю с учителями и психологом школы. Учащиеся моего класса посещают кружки «Литературное чтение» (руководитель Логунова Г.В.), «Вокал» (руководитель Сухорукова Е.А.), «Спортивный» (руководитель Алгайкина Т.В.).
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно поэтому с первых дней обучения детей я устанавливаю тесный контакт с психологом школы для проведения диагностических исследований по выявлению одаренности детей. В первом классе это необходимо делать для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении со сверстниками. Диагностик по выявлению одаренности много, но нам с психологом школы наиболее удачными кажутся: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Тесты интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл, Айзенка, Амтхауэра). На протяжении четырех лет обучения психолог проводит различные диагностики, которые позволяют выявлять способности детей в различных сферах деятельности. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых тесты Гилфорда, Торренса и Медника, «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой, «Куб Линка», «Интеллектуальная лабильность» и другие.
Работа клуба «ЛИК» в нашей школе строится по системе развивающего обучения ТРИЗ, автором которой является Генрих Саулович Альтшуллер. Основная концепция ТРИЗ: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. Система ТРИЗ направлена на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения учащимися мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Г.С. Альтшуллер предлагает строить работу по принципу «к группе не с ответом, а с вопросом». Поэтому на занятиях клуба мы предлагаем реальную проблему: решить изобретательскую задачу или составить загадки. Овладение элементами ТРИЗ дает школьникам возможность более успешно решать жизненные задачи, повышать уровень развития творческого, критического мышления; речь становится более грамотной, появляется навык делового общения, что очень пригодится в школе и во взрослой жизни (приложение 1).
Внеклассную работу мне удается организовать, используя возможности учреждений дополнительного образования, которые предоставляют каждому ребенку право свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса дополнительных образовательных учреждений позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учащиеся моего класса обучаются в ДШИ № 54 на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях. Мои ученики посещают городские спортивные секции (лыжное отделение, греко-римская борьба, футбол, багги), станцию «Юный техник» (кружок «Авиамоделирование»), кружок «Рукодельница» дома детского творчества (приложение 2).
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка
внимание родителей. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка [1]. Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Из своего опыта могу утверждать – результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда имеют положительную динамику, когда школа и семья работают в тесном контакте. Этот принцип я реализую через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Провожу консультации, собрания-лекции, «круглые столы».
Опытом работы я систематически делюсь на ГМО, ШМО, в СМИ, на личных сайтах, сайте школы.
Помня о том, что решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом, нам помогут технологии деятельностного типа, я хочу подробнее остановиться на использовании в моей работе, в частности с одаренными детьми, технологий проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.
|