. Исследовательская деятельность - статьи для педагогов - Каталог статей - Персональный сайт
Сайт учителя начальных классов Ганжала Любови Александровны
Суббота, 27.04.2024, 05:33
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS











Новости
В этой категории мы рассказываем о прошедших событиях в жизни классам


Меню сайта


Каталог сайтов
Каталог сайтов [34]
Мои публикации на сайтах и блогах [12]
в которых размещены мои наработки и интересующие меня сайты


Ученикам


Родителям


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронная школа
 

Награда сайта
    
         


Мои публикации
   Мои публикации

         Учительский портал



         Мои разработки 

              Инфоурок


 


Сайт в каталогах
        Учительский портал

         


          Каталог образовательных сайтов
                                  


Кнопки сайтов


Методсовет


Академия Педагогики  

  


  



Высшая школа делового администрирования

Главная » Статьи » статьи для педагогов

Исследовательская деятельность

Данная тема предназначена для учителей начальных классов. Она поможет им
определить цель и задачи, которые будут решаться при организации
исследования на уроках окружающего мира. Познакомит с последовательностью этапов исследовательской работы. В ней освещены вопросы подготовительной
работы, описываются формы и методы организации исследования при
проведении экскурсий. Предлагаются памятки по организации самостоятельной
работы в ходе исследования. Описываются формы защиты исследовательских
проектов.

Современная начальная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к исследовательской
деятельности. Перед начальной школой ставятся задачи:
- закладывать фундамент знаний, умений и навыков;
- формировать у обучающихся такие качества как критичность мышления,
анализ деятельности, самостоятельность в планировании и организации
собственной деятельности, ответственность за выполненную работу;
- воспитывать активную, творческую, самостоятельную личность.

Для того, чтобы реализовать эти задачи, необходимо использовать
продуктивные методы обучения, среди которых выделяются исследовательские методы.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и
практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Прежде всего для себя я определила цель использования исследовательской
работы – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Поставила перед собой задачи:
- обучать проведению учебных исследований младших школьников;
- развивать творческую исследовательскую активность детей;
-стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомить с научной картиной мира;
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

С первого класса приучаю учеников к использованию слов «исследование»,
«исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая
выводы, фиксируем результаты.

Выделяются следующие этапы исследовательской работы.
• Выбор темы.
• Постановка цели и задач.
• Выдвижение гипотезы исследования.
• Определение предмета и методов исследования
• Организация исследования.
• Подготовка к защите и защита работы.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре мы совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»

Перед экскурсией ученики получают задание:
• спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
• найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре
«Отчего? Почему?»

В ходе экскурсии, анализируя собранный материал, проведя наблюдения и
исследования, ребята находят ответ на вопрос исследования. Результатом
работы стал собранный гербарий, а также мы составили вопросы викторины по растениям. На уроках технологии из листьев учащиеся выполнили аппликации с изображением птиц и животных, которые имеют непосредственное отношение к растениям.

Работая по учебникам А.А.Плешакова «Окружающий мир», мы проводим
исследования по темам: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Что
такое радуга?» и другие.

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных
растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя
наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий,
которые выполнял в течение года:
1. Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом
растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
2. Сделать рисунок или фотографию.
3. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования
полезных свойств лекарственных растений.
4. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного
растения людям с просьбой о помощи и советами.
Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего
мира, классных часах.

Весной во 2 классе я провожу экскурсию в парк. Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой. У каждого из детей есть маршрутный лист
экскурсии и план выполнения творческой работы «Мои маленькие исследова-ния».

В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего зада-ния, что работу они должны выполнить на альбомном листе или листе форма-та А-4.

Ребята используют памятку «Мои маленькие исследования».
План работы.
1. Дата проведения наблюдений.
Время года, погода.
2. Объекты живой и неживой природы, которые мы наблюдали.
З. Описания любого объекта по своему выбору.
4. Рисунки или фотографии выбранного объекта.
5. Мои впечатления об объекте: мини-сочинения, стихи или загадки. Общее
впечатление об экскурсии.

Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Что я
увидел в парке». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели
удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с
удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на
мотивацию учебной деятельности многих ребят.

В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут
сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ученик может получить совет учителя, какую тему
исследования можно выбрать. Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой,
журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно, потому что по
собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем
случае читают только учебники.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской
работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их.

Так уже в 3-4 классе, когда ребята знакомы с приемами работы, организация
исследования включает в себя следующие этапы, которые отражены в памятке.
Памятка.
1. Подумать самостоятельно и выбрать тему исследования.
2. Что я об этом знаю?
3. Какие мысли я могу высказать про это?
4. Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
5. Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
6. Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
7. Спросить у других людей.
8. Записать интересную информацию, полученную от других людей.
9. Использовать Интернет.
10. Записать то новое, что узнал с помощью компьютера.
11. Понаблюдать.
12. Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По возможности сделать фотографии.
13. Провести эксперимент.
14. Записать план и результаты эксперимента.

Исходя из интересов ребят и используя вышеуказанную памятку, в третьем классе мы проводим исследования по названиям улиц, истории города. Ребята стараются найти материал про свой город из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнают историю своего маленького города и объяснения названий улиц. Анализируя результаты собственных исследований, приходят к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей страны. От этих выводов у
ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению
нового, стимул к учебе.

В четвертом классе группа ребят выбрала тему «Воды нашего города». Прежде всего они под моим руководством определили цель работы – выявление влияния

деятельности человека на состояние вод г. Полысаево. Сформулировали задачи:
1. Изучить литературные источники о реках Иня и Мереть;
2. Познакомиться с результатами исследований научно-экологического обще-ства «Поиск» о состоянии вод в реках Иня и Мереть;
3. Частично определить и сравнить физические свойства вод реки Мереть и
водопроводной воды (прозрачность, цвет, запах).

Учащиеся в своей гипотезе предположили: на экологическое состояние вод рек Иня и Мереть влияет хозяйственная деятельность человека.

Выбрали объект исследования: реки Мереть и Иня.
Предметом исследования стала вода: реки Мереть и водопроводная.

Участники исследования определили методы работы: изучение литературы,
встреча с участниками научно-экологического общества «Поиск», изучение
материалов этого общества по данной теме, беседы с жителями деревни Мохо-во, проведение экскурсий и опытов.

Изучив «Географию Кемеровской области» и «Тайны имен земли Кузнецкой», учащиеся узнали о том, что на территории г. Полысаево протекают две реки - Иня и Мереть. Они определили их место на карте. По данным литературных
источников дали краткое описание рекам.

Обратившись к материалам научно-экологического общества «Поиск», ребята
определили, что река Иня находится в зоне работ шахт «Октябрьская» и
«Полысаевская». На состояние воды в реке Мереть влияет деятельность ОАО
«Разрез Моховский» и ОАО «Разрез Грамотеинский». Эти предприятия
сбрасывают свои шахтные воды в реки. В водах реки Иня обнаружены фенол, цинк, азот, а в водах реки Мереть обнаружено наличие сульфатов, хлоридов и
сухих остатков.

В ходе исследования, побывав на экскурсии в районе реки Иня, ребята убеди-лись, что кроме предприятий вред рекам приносят и люди. На берегах реки Иня юные исследователи нашли груды металлолома, свалки мусора.

В своей исследовательской работе ребята пришли к заключению, что в резуль-тате хозяйственной деятельности предприятий и бытовой деятельности челове-ка
происходит загрязнение рек. Их гипотеза подтвердилась.

С результатами проведенного исследования ребята выступили на городской
научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Я – маленький
исследователь».

В дальнейшем я планирую создать экологическое общество из учащихся 3-4
классов. Оно будет издавать журнал, в котором будут освещены вопросы
исследований ребят. С наиболее интересными результатами участники общества смогут выступить в средствах массовой информации.

Я считаю, что исследовательская работа обучающихся способствует
формированию характеристик, указанных в государственных стандартах второго поколения. А именно:
- способствует воспитанию инициативности, самостоятельности;
- формирует навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- воспитывает у обучающихся умение учиться – способность к самоорганиза-ции в целях решения учебных задач.

Литература
1. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9.
2. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школь-ников в ходе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.
3. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
4. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст]/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94.
5. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.



Источник: http://Литература 1. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В.П.Тимофеева // Начальная школа. –
Категория: статьи для педагогов | Добавил: люба (28.01.2012) | Автор: Ганжала Любовь E
Просмотров: 2748 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Cjrjkjdf  
Исследовательская работа - это актуально в наше время. Со своими детьми "маленькие исследования" проводила только на уровне "класса". Прочитав Вашу статью, задумалась над тем, что действительно современная начальная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к исследовательской деятельности, теперь есть от чего "оттолкнуться " и начать серьезную подготовку!!! Ваша статья мне поможет воплотить свои идеи!!! Спасибо!!!

Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа
                      Войти через uID


 
Моя школа
 
 652560, Кемеровская обл., 
г. Полысаево,
ул. Крупской, дом 106,
т. (8(38456)2-96-22; 2-96-25
e-mail:
polisaevj44@yandex.ru
сайт: 
http://shkola44pol.ukoz.ru


Ссылки
  • УО ПГО 

    МБОУ "ИМЦ"

    МБОУ "Школа №14"

    МБОУ "Школа №17"

    МБОУ "Школа №32"

    МБОУ "Школа №35"

    МБНОУ "Лицей г.Полысаево"

    Школа-интернат №23

    Сайт МОУ ДОД ДЮСШ



  • Друзья сайта
        
            
     

    Поздравляем!
    С днем рождения! 



    Ура! Каникулы!
    осенние-28.10- 05.11.2023 г.
    зимние - 31.12 - 08.01.2024 г.
      дополнительные - 17.02 - 25.02.24 г.
    весенние - 25.03 - 02.04.2024 г. 


    Календарь праздников
      
    Праздники России

    Погода
    Яндекс.Погода

    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

    сайт Департамента образования и науки Кемеровской области

    Ганжала Л. А., учитель начальных классов МБОУ "Школа № 44" e-mail: sosonova@yandex.ru