. Проблемно - диалогическое обучение - статьи для педагогов - Каталог статей - Персональный сайт
Сайт учителя начальных классов Ганжала Любови Александровны
Вторник, 25.06.2019, 12:46
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS











Новости
В этой категории мы рассказываем о прошедших событиях в жизни классам


Меню сайта


Каталог сайтов
Каталог сайтов [34]
Мои публикации на сайтах и блогах [12]
в которых размещены мои наработки и интересующие меня сайты


Ученикам


Родителям


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронная школа
 

Награда сайта
    
         


Мои публикации
   Мои публикации

         Учительский портал



         Мои разработки 

              Инфоурок


 


Сайт в каталогах
        Учительский портал

         


          Каталог образовательных сайтов
                                  


Кнопки сайтов


Методсовет

Банк Интернет-портфолио учителей


Академия Педагогики  

  


  

  Презентации для уроков. В помощь учителю.


Высшая школа делового администрирования

Главная » Статьи » статьи для педагогов

Проблемно - диалогическое обучение

Использование  технологий деятельностного типа

Проблемно - диалогическое обучение

Проблемно-диалогическое обучение – это развивающее обучение, в котором  сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности [2].

Теоретическую основу проблемно-диалогового обучения разработали А.М.Матюшкин, Г.А.Цукерман, выделив составляющие проблемно-диалогического обучения – это проблемная ситуация и учебная проблема [8].

Я считаю, главное, в проблемно-диалогическом обучении – создание проблемной ситуации, которая должна:

  • иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для  разрешения учеником;
  •  вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;
  •  способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Постановка проблемной ситуации

В своей  деятельности я использую три метода постановки проблемной ситуации:

Заостряю противоречие проблемной ситуации и сообщаю проблему

Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему

Диалогом побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Создавая  учебную проблему, я помогаю ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.  Для этого использую три основных метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом [8].

При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию,  я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?».

Чтобы побудить учащихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».

Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога,  я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую  на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться  поддерживающим кивком головы и словом: «Так».  Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана  и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать  побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся.

Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»;

- мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение.

Но все задания по  подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?».

По моим наблюдениям,  подводящий  к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников.

В результате использования этого метода происходит  развитие логического мышления учащихся.

Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю  тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.

Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий  внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

При проблемно-диалогическом  обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с  учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе  ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение,  сначала надо  научить детей работать в группах.  Я использую  памятку «Правила работы в группе» (приложение 3).

Наиболее эффективно мне удаётся  использовать проблемно-диалогическое обучение  на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе (приложение 4).

Используя  технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается  на уроках формировать следующие универсальные учебные действия:

- познавательные подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы);

личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе;

коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество  с учителем и сверстниками,    аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли;                                                             

регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия,  планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности [10].

Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        подводящий к теме диалог;

·        сообщение темы с мотивирующим приемом [8].

При использовании побуждающего от проблемной ситуации диалога осуществляю четыре педагогических действия:

- создание проблемной ситуации;

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

- побуждение к формулированию учебной проблемы;

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Важно заметить, что, создавая проблемную ситуацию,  я ввожу противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. По моим наблюдениям, на данном этапе помогают следующие вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?».

Чтобы побудить учащихся  к осознанию противоречия проблемной ситуации, я предлагаю им вопросы: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».

Побуждая ребят к формулированию учебной проблемы диалога,  я использую одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Из опыта работы могу заметить, что при побуждающем диалоге ученики часто неточно, а бывает и ошибочно формулируют  учебную проблему. Я никогда не реагирую  на них отрицательной оценкой: «Нет», «Неправильно». На неожиданную формулировку учебной проблемы я предлагаю лучше всего откликаться  поддерживающим кивком головы и словом: «Так».  Поскольку  подобная реакция не означает  согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана  и принята к сведению, я стараюсь побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

В своей педагогической деятельности стараюсь, по возможности, использовать  побуждающий от проблемной ситуации диалог, так как, по моим наблюдениям, он способствует тому, что мысль ученика делает скачок к неизвестному, а это влияет на развитие творческих способностей учащихся.

Большое значение в проблемно-диалогическом обучении отвожу подводящему к теме диалогу. Данный метод постановки учебной проблемы предполагает систему посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. В структуру подводящего диалога я включаю разные типы вопросов и заданий:

- репродуктивные: «Вспомни, выполни по образцу»;

- мыслительные: на анализ, сравнение, обобщение.

Но все задания по  подведению к диалогу опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, я предлагаю подумать: «Так. Кто думает иначе?».

По моим наблюдениям,  подводящий  к теме диалог помогает ученику почувствовать переживание удивления от открытия в конце диалога. При данном методе я практически не слышу неожиданных ответов учеников.

В результате использования этого метода происходит  развитие логического мышления учащихся.

Наиболее простой метод постановки учебной проблемы – сообщение темы с мотивирующим приемом. Вначале я сообщаю  тему урока, но вызываю к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов.

Первый прием – «яркое пятно». Я сообщаю классу интригующий материал, захватывающий  внимание учеников, но при этом связанный с темой урока. В качестве «яркого пятна» чаще всего использую сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрацию непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.

Второй прием – «актуальность». Обнаруживаем смысл, значимость предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

При проблемно-диалогическом  обучении я осмысленно иду на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Мы с  учащимися становимся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Несомненно, при этом подходе  ученики активизируют процесс поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. Результатом усвоения при использовании данной технологии я считаю самостоятельное добывание знаний учащимися. Как показывает опыт моей педагогической деятельности, чтобы применять проблемно-диалогическое обучение,  сначала надо  научить детей работать в группах.  Я использую  памятку «Правила работы в группе» (приложение 3).

Наиболее эффективно мне удаётся  использовать проблемно-диалогическое обучение  на уроках русского языка, математики, окружающего мира. Применение данной технологии продемонстрирую на примере урока русского языка по теме «Лексическое значение глагола» в третьем классе (приложение 4).

Используя  технологию проблемно-диалогического обучения, мне удается  на уроках формировать следующие универсальные учебные действия:

- познавательные:  подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы);

- личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания, применять навыки делового сотрудничества в группе;

- коммуникативные: планировать  учебное  сотрудничество  с учителем и сверстниками,    аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью  свои мысли;                                                             

- регулятивные: выполнять учебное действие, контролировать свои действия,  планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности, делать самооценку на основе критериев успешности.

Работая по данной технологии, я пришла к выводу, что проблемно-диалогическое обучение развивает готовность к творческой деятельности, познавательную активность, способствует формированию универсальных учебных действий. Учебная деятельность обучающихся становится более привлекательной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: статьи для педагогов | Добавил: люба (11.10.2013)
Просмотров: 1878 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа
                      Войти через uID



Календарик

     



Моя школа
 
 652560, Кемеровская обл., 
г. Полысаево,
ул. Крупской, дом 106,
т. (8(38456)2-96-22; 2-96-25
e-mail:
polisaevj44@yandex.ru
сайт: 
http://shkola44pol.ukoz.ru


Ссылки
  • УО ПГО 

    МБОУ "ИМЦ"

    МБОУ "Школа №14"

    МБОУ "Школа №17"

    МБОУ "Школа №32"

    МБОУ "Школа №35"

    МБНОУ "Лицей г.Полысаево"

    Школа-интернат №23

    Сайт МОУ ДОД ДЮСШ



  • Друзья сайта
        
            
              
     

    Детям


    Поздравляем!
    С днем рождения! 



    Ура! Каникулы!
    осенние-29.10- 04.11.2018 г.
    зимние - 27.12 - 09.01.2019 г.
      дополнительные - 18.02 - 24.02.19 г.
    весенние - 25.03 - 02.04.2019 г. 


    Календарь праздников
      
    Праздники России

    Погода
    Яндекс.Погода

    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

    сайт Департамента образования и науки Кемеровской области

    Ганжала Л. А., учитель начальных классов МБОУ "Школа № 44" e-mail: sosonova@yandex.ru