Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения. Целью образования становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1, С.3]. Впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, С.3], рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне.
В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося [9].
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальным становится формирование универсальных учебных действий школьников [1, С.3].
Идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности, требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектно-исследовательскую.
Данная работа отражает идеи, подходы, рекомендации по использованию проектно-исследовательской технологии для формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Целью данной работы является разработка и апробация методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1)изучить теоретические аспекты по формированию универсальных учебных действий младших школьников;
2)выявить возможности проектно-исследовательской деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников;
3)определить этапность введения и формы организации работы над проектом в начальной школе;
4)выработать методические рекомендации по формированию универсальных учебных действий младших школьников;
5)
Новизна данной работы заключается в систематизации опыта организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, описании УУД, формируемых на всех этапах выполнения проекта.
Теоретические аспекты формирования
универсальных учебных действий младших школьников
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, С.27].
Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто выполнение требований учителя, а овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий и развитие собственных способностей, возможностей.
Теоретические аспекты данного вопроса разработаны Л.В. Выготским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, Г.А. Цукерман и др.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [5].
Общеизвестной является классификация универсальных учебных действий (приложение 1).
Универсальные учебные действия являются инструментом овладения учебным материалом. Важно обратить внимание на работу по формированию универсальных учебных действий и их развитию с самого начала школьной жизни. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно сделать школьную жизнь насыщенной и интересной [2].
Приоритетными технологиями для достижения поставленных образовательных результатов по формированию универсальных учебных действий становятся технологии деятельностного типа:
технология проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемно-диалогического обучения;
технология критического мышления;
технология продуктивного чтения.
Именно они позволяют формировать личность, отвечающую требованиям информационного общества, любознательную, активно и заинтересованно познающую мир; владеющую основами умения учиться, способную к организации собственной деятельности; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Возможности проектно-исследовательской деятельности по формированию универсальных учебных действий младших школьников
Идея реализации личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, проектно-исследовательскую.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации [3]. Теоретические основы данного метода разработаны в начале XX века в США американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. В нашей стране основоположником данного метода был педагог С.Т.Шацкий. В российской педагогике идеи основателей метода проектов получили развитие в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат и др..
По мнению А.И.Савенкова: «Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках» [6].
Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследование – это лишь этап проектной работы. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата [12]. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся. Оба метода близки по целям, задачам, методам, формам. Часто выступают в совокупности, что повышает их эффективность.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов [7]. Она занимает особое место в формировании УУД, предполагает активность обучающихся, когда знание не передаётся учителем в готовом виде, а «добывается» самими обучающимися в процессе их познавательной деятельности.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Среди педагогических технологий в последние годы проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает все большую популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Актуальность данной технологии особенно возрастает в последнее время, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в «неизведанное и непознанное» [8].
Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизни, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир [10]. Она учит детей размышлять, прогнозировать, формирует самооценку, обладает всеми преимуществами совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
В своей работе использую следующие этапы работы над исследовательским проектом (приложение 2).
Мне близко мнение Н.Ю.Пахомовой: «Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности» [4].
Во время работы над исследовательским проектом ученик усваивает новые знания не сами по себе, а в ходе реализации интересной для него деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями [11]. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Проектно-исследовательская деятельность развивает познавательные и коммуникативные способности школьника, его самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, создает положительную мотивацию для самообразования [8]. Таким образом, включение проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс дает большие возможности для формирования универсальных учебных действий.
|