. Деятельность учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников - статьи для педагогов - Каталог статей - Персональный сайт
Сайт учителя начальных классов Ганжала Любови Александровны
Вторник, 25.06.2019, 12:44
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS











Новости
В этой категории мы рассказываем о прошедших событиях в жизни классам


Меню сайта


Каталог сайтов
Каталог сайтов [34]
Мои публикации на сайтах и блогах [12]
в которых размещены мои наработки и интересующие меня сайты


Ученикам


Родителям


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Электронная школа
 

Награда сайта
    
         


Мои публикации
   Мои публикации

         Учительский портал



         Мои разработки 

              Инфоурок


 


Сайт в каталогах
        Учительский портал

         


          Каталог образовательных сайтов
                                  


Кнопки сайтов


Методсовет

Банк Интернет-портфолио учителей


Академия Педагогики  

  


  

  Презентации для уроков. В помощь учителю.


Высшая школа делового администрирования

Главная » Статьи » статьи для педагогов

Деятельность учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников

Введение

Каждое дитя до известной степени гений.

А. Шопенгауэр

В 2010 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены направления государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей [4].

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Именно поэтому работе с одаренными детьми государство и общество уделяет особое внимание.

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

-   формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

-   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей [14].

В целях реализации основной образовательной программы начального общего образования для участников образовательного процесса в образовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов всеми обучающимися, чему и способствует использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. 

Данная работа предлагает один из возможных выходов из сложившегося затруднения. Она отражает новые идеи, подходы, рекомендации по развитию одаренных детей в начальной школе  посредством использования технологий деятельностного типа.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровен­ные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в на­чальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, работают со словарями,  читают специальную литературу. По­этому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется раз­личными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести на дорогу поиска в науке, в жизни.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

А. А. Леонтьев говорил: «Для нас в высшей степени важен креативный принцип в учении, иными словами, максимальная  ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников…» [3].

В настоящее время большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. Стратегические ориентиры представлены в:

  • Рабочей концепции одаренности [1];
  • Федеральной  программе «Одаренные дети» [15];
  • Программе по  созданию региональной системы поиска и поддержки

 талантливых детей и молодежи в Кемеровской области   на 2010-2015 гг. [9];

  • Муниципальной  программе  работы с одаренными детьми города

Полысаево.

Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. «ООП НОО МАОУ «Школа № 44» создана с учетом особенностей и традиций школы, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей» [6]. ООП НОО МАОУ «Школа № 44»  предусматривает  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности с  использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей (в школе реализуется программа «Одаренные дети»). В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои задатки [1].

Целью данной работы является выявление эффективности использования современных образовательных технологий в развитии одаренности детей.

Задачи:

1. Систематизировать личный педагогический опыт работы с одаренными детьми по использованию современных образовательных технологий деятельностного типа.

2. Рассмотреть особенности использования следующих деятельностных

 технологий в работе с одаренными детьми:

                а) проблемно-диалогического обучения;

                б) технологии формирования  типа правильной читательской

деятельности;

                в) проектно-исследовательской деятельности.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача развития одаренных де­тей.

1.Организация работы с одаренными детьми

Работа с одаренными  и способными учащимися, их развитие - один из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Теоретическую основу работы с одаренными детьми  составляют труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.

Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием работы. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, - пишет Д.Б. Богоявлен­ская, - а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».

Одарённость по-прежнему остаётся загадкой для большинства людей. Это не врождённое, а приобретённое качество, которое может как проявиться и развиться, так и исчезнуть.

Мой опыт работы с одаренными детьми показывает, что они имеют более высокие интеллектуальные и творческие способности, восприимчивость к спорту, обладают доми­нирующей активной познавательной потребностью, испытывают радость от творческого труда, спортивных успехов.

Наиболее характерной чертой одаренных детей  является их ярко выражен­ная познавательная потребность, проявляющаяся в любознатель­ности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна­тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».

В своей практике я руководствуюсь тем, что нет одинаковых детей - у каждого есть что-то свое, выделяющее его из общей массы и делающее уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого – способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… На  основании своего опыта пришла к выводу, что говорить об эффективной работе с одаренными детьми можно в том случае, если внимание к одаренным детям органически  вписывается  в образ мира этого ребенка и является для него совершенно естественным. Для поддержания одарённости необходима целенаправленная систематическая работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

В учебном процессе  важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, разрешении различных противоречий, которые позволяют учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывают в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В работе с одаренными детьми считаю эффективными технологии проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности.

Предлагаю схему организации работы с одаренными детьми учителей

начальной школы МАОУ «Школа № 44».

Организация работы с одаренными детьми

 

Работа с одаренными детьми в образовательном учреждении «МАОУ «Школа № 44»

Урочная

деятельность

Внеурочная  

деятельность

Внеклассная

деятельность

Работа с родителями

Методическая деятельность

Направления работы с одаренными детьми

 

Проблемно-диалогическое

обучение

Продуктивное  чтение

Проектно-исследовательская  деятельность

 

 

 

 

Школьные  предметные  недели

Городские интеллектуальные марафоны

Школьные  и муниципальные  этапы Всероссийской  олимпиады школьников

Дистанционные  конкурсы

Клуб «Лик» (ТРИЗ)

Работа с психологом

 

Конкурсы рисунков, творческих работ

Конкурсы  художественной самодеятельности

Спортивные  мероприятия

 

Собрания-лекции

 

Консультации

«Круглые столы»

ГМО,  ШМО

 

 

 

СМИ, различны сайты

Конкурсы  профессионального мастерства,  конференции

 

Внеурочная деятельность становится ведущей в реализации потребности творчества у детей младшего школьного возраста. Однако для того чтобы внеурочная деятельность выступала в качестве стимула в развитии творческих способностей ребенка, ее нужно правильно  организовать. В нашей школе сложилась добрая традиция проведения предметных недель, заседаний клуба «ЛИК», участия в городских интеллектуальных марафонах, школьных  и муниципальных этапах Всероссийской  олимпиады школьников. Развито движение дистанционных конкурсов «Снейл», «Слон», «Олимпус», «Золотое руно», «ЭМУ» и других. Для организации внеурочной деятельности ребят в своей практике я активно сотрудничаю с учителями и психологом школы. Учащиеся моего класса посещают кружки «Литературное чтение» (руководитель Логунова Г.В.), «Вокал» (руководитель Сухорукова Е.А.), «Спортивный» (руководитель Алгайкина Т.В.).

Успешность работы с одаренными детьми  во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно поэтому с первых дней обучения детей я устанавливаю тесный контакт с психологом школы для  проведения диагностических исследований по выявлению одаренности детей. В первом  классе это необходимо делать     для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении со сверстниками.  Диагностик по выявлению одаренности много, но нам с психологом школы наиболее удачными кажутся: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К.Расселл), «Тесты  интеллектуальных способностей» (Р.Кеттелл, Айзенка, Амтхауэра).  На протяжении четырех лет обучения психолог проводит различные диагностики, которые позволяют выявлять способности детей в различных сферах деятельности. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых тесты Гилфорда, Торренса и Медника,  «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.Снегиревой,  «Куб Линка», «Интеллектуальная лабильность» и другие.

Работа клуба «ЛИК» в нашей школе строится по системе развивающего обучения ТРИЗ,  автором  которой является  Генрих Саулович Альтшуллер. Основная концепция ТРИЗ: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. Система ТРИЗ направлена на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения учащимися мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.  Г.С. Альтшуллер предлагает строить работу по принципу «к группе  не с ответом, а с вопросом». Поэтому на занятиях клуба мы предлагаем  реальную проблему: решить изобретательскую задачу или составить загадки.  Овладение элементами ТРИЗ дает школьникам возможность более успешно решать жизненные задачи, повышать уровень развития творческого, критического мышления; речь становится более грамотной, появляется навык делового общения, что очень пригодится в школе  и во взрослой жизни (приложение 1).

Внеклассную работу мне удается организовать, используя возможности учреждений дополнительного образования, которые предо­ставляют каждому ребенку право свободного выбора образовательной облас­ти, профиля программ, времени их освое­ния, включения в разнообразные виды дея­тельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса дополнительных образовательных учреждений позволяет решать одну из основных задач – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Учащиеся моего класса обучаются в ДШИ  № 54 на музыкальном, художественном и хореографическом отделениях. Мои ученики  посещают городские спортивные секции (лыжное отделение, греко-римская борьба, футбол, багги), станцию «Юный техник» (кружок «Авиамоделирование»), кружок «Рукодельница» дома детского творчества  (приложение 2).

Особенно важно для становления лич­ности одаренного ребенка

внимание родителей. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка [1]. Семья играет важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Из своего опыта могу утверждать – результаты реализации программы работы с одаренными детьми только тогда имеют положительную динамику, когда школа и семья   работают в тесном контакте. Этот принцип я реализую через систему просветительских, консультационных и развивающих мероприятий, активными участниками которых становятся родители одаренных детей. Провожу консультации, собрания-лекции, «круглые столы».

Опытом работы я систематически делюсь на ГМО, ШМО, в СМИ, на личных сайтах, сайте школы.

Помня о том, что решить задачи, поставленные федеральным государственным образовательным стандартом, нам помогут технологии деятельностного типа,   я хочу подробнее остановиться на использовании в моей работе, в частности с одаренными детьми, технологий проблемно-диалогического обучения,  продуктивного чтения, проектно-исследовательской деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: статьи для педагогов | Добавил: люба (11.10.2013)
Просмотров: 1012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа
                      Войти через uID



Календарик

     



Моя школа
 
 652560, Кемеровская обл., 
г. Полысаево,
ул. Крупской, дом 106,
т. (8(38456)2-96-22; 2-96-25
e-mail:
polisaevj44@yandex.ru
сайт: 
http://shkola44pol.ukoz.ru


Ссылки
  • УО ПГО 

    МБОУ "ИМЦ"

    МБОУ "Школа №14"

    МБОУ "Школа №17"

    МБОУ "Школа №32"

    МБОУ "Школа №35"

    МБНОУ "Лицей г.Полысаево"

    Школа-интернат №23

    Сайт МОУ ДОД ДЮСШ



  • Друзья сайта
        
            
              
     

    Детям


    Поздравляем!
    С днем рождения! 



    Ура! Каникулы!
    осенние-29.10- 04.11.2018 г.
    зимние - 27.12 - 09.01.2019 г.
      дополнительные - 18.02 - 24.02.19 г.
    весенние - 25.03 - 02.04.2019 г. 


    Календарь праздников
      
    Праздники России

    Погода
    Яндекс.Погода

    Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

    сайт Департамента образования и науки Кемеровской области

    Ганжала Л. А., учитель начальных классов МБОУ "Школа № 44" e-mail: sosonova@yandex.ru